Ёситака Фунакоси. Гений Каратэ.

 
Становление
 

Родился Фунакоси Ёситака в 1906 году и был третьим сыном в семье мастера Фунакоси. Его часто называют Гиго, и это тоже правильно, потому что произношение его имени зависит от того или иного прочтения двух составляющих его иероглифов.

В возрасте семи лет у него было обнаружено заболевание туберкулёзом. В то время, до появления специальных антибиотиков, эта болезнь считалась смертельной, и, по словам врачей, мальчик не должен был прожить более двадцати лет. Ёситака решил, частично в связи с этим, тренироваться изо всех сил, чтобы достичь самого высокого уровня, возможного в искусстве каратэ, прежде чем умереть.

В возрасте двенадцати лет Ёситака начал изучать каратэ ката, но познакомился с каратэ он гораздо раньше. В своей книге «Каратэдо: мой жизненный Путь» Фунакоси Гитин вспоминает о том, что он всегда ходил на занятия каратэ к своим учителям Итосу и Адзато вместе с сыновьями. Старые мастера сначала наблюдали, как он делал ката, а затем просили мальчиков сделать то же самое и награждали их сладостями.

Фунакоси Ёситака был небольшого роста, но силу имел необычайную для своих размеров. Он был настоящим феноменом в боевых искусствах и достиг выдающегося технического уровня и мастерства в каратэ. Многие считали и продолжают считать его лучшим каратэка всех времён. По крайней мере, технически и физически, по мнению мастера Эгами Сигэру, он был гением каратэ. Эгами так вспоминал о тренировках Ёситака с макивара: «Его удары были потрясающей мощности. Он принимал позицию «всадника» и наносил удары по макивара руками, опущенными свободно вниз, без использования бёдер. Но не было никакого предела силе его ударов, если он вкладывал в них вес своего тела. Очень часто он ломал макивара пополам. Мы все стремились подражать ему и тоже пытались сломать макивара». Существует много разных историй о подвигах Ёситака, но сегодня уже трудно отличить правду от вымысла.

Естественно, Ёситака научился многому от отца, но многие его современники говорят, что он очень рано пошёл по собственному «интуитивному» пути исполнения техники. Фотографии мастеров каратэ прошлого, как правило, выглядят довольно «старомодными», а вот фотографии Ёситака выглядят неожиданно современными.

Развитие его каратэ получило дополнительный стимул, когда его отец передал ему большую часть своих учительских обязанностей в середине 1930-х годов. Этому предшествовала внезапная смерть Симода Такэси, который был любимым учеником Фунакоси Гитин и первым получил от него звание сихан. Симода, как и Оцука Хиронори (будущий основатель каратэ Вадорю) пришёл к Фунакоси уже сложившимся мастером. Он был экспертом кэндо в стиле Нэнрю и занимался изучением ниндзюцу. Сначала ближайшим учеником Фунакоси Гитин был Оцука, который не только сопровождал старого мастера во всех поездках, но и был его тренировочным партнёром в додзё. Однако в конце 1920-х они расстались, так как Оцука открыл собственную школу и создал собственный стиль каратэ. Его место занял Симода Такэси. В 1934 году Симода с группой учеников отправился в рекламную поездку в Киото, Осака и на остров Кюсю. Выступления этой группы повсюду собирали толпы восторженных зрителей. Во время этой поездки Симода внезапно заболел, а вскоре после возвращения в Токио умер. Ёситака в это время работал рентгенотехником в университете Токио и министерстве просвещения. Он не хотел бросать эту работу, но был вынужден уступить настоятельным просьбам отца. Эгами Сигэру, один из учеников Ёситака, вспоминал, что в додзё нового преподавателя называли «вака сэнсэй», что означает «молодой учитель», в отличие от его отца, которого называли «ро сэнсэй» («старый учитель»).

Его сила воли и физическая сила стали инструментами для создания новой техники. Даже более, чем его отец, Фунакоси Ёситака является создателем техники современного каратэ. Там, где древнее Тодэ предпочитало применение ударов руками, Ёситака разработал новые техники ударов ногами — мавасигэри, ёкогэри, ёкогэри кэагэ, фумикоми, урамавасигэри и усирогэри. В настоящее время все они уже стали частью большого арсенала техники древнего окинавского стиля. Удары ногами наносятся намного выше уровня коленей, и использование бедер более выражено.

Другими техническими достижениями Фунакоси Ёситака были — вращение туловища в позицию ханми при блокировании и толчок задней ногой и бёдрами при нанесении ударов с идеей вложить весь вес тела в удар. Ёситака настаивал на использовании низких стоек и атаки с дальней дистанции сериями ударов, что сразу же отделило его от окинавского каратэ. Он также предпочитал использовать такие удары руками, как оидзуки и гякудзуки.

Каратэ Фунакоси Гитин было для Ёситака стартовой точкой, но этот «старый» Сётокан нуждался в развитии и усилении. Если мы сравним технику Ёситака с техникой его отца, то определённые различия будут очевидны: позиции Ёситака были намного ниже и гораздо прочнее, а всё его тело было готово скорее к защите, чем к атаке. Он наносил удары ногами значительно более энергично, а проведение атаки выглядело сильнее. Все эти элементы являются частью современного стиля Сётокан, но многие другие элементы каратэ Ёситака уже не существуют.

Например, его любимая позиция — фудотати и его Тэн но ката редко встречаются в настоящее время. В кругах каратэка Сётокан говорят о том, что Ёситака разработал комплекс из трёх ката — Тэн но ката, Дзи но ката и Дзин но ката, которые символизировали три главных понятия — Небо (Тэн), Землю (Дзи) и Человека (Дзин). Однако даже известные мастера Сётокан и Сётокай утверждают, что никогда не видели Дзи но ката или Дзин но ката. Вообще, не существует полной уверенности в том, существовал ли этот комплекс ката когда-либо. Эгами Сигэру однажды рассказывал Харада Мицусукэ о том, что Ёситака якобы также создал Сёто ката. К сожалению, Эгами не изучал это ката полностью и теперь это ката навсегда утрачено.

В основу своей методики тренировок Ёситака заложил повышенные интенсивность и объёмы работы. Его тренировки были изматывающими для учеников, так как во время них Ёситака добивался, чтобы его ученики тратили вдвое больше усилий, чем от них потребуется в реальном бою. Это помогло бы им убедиться в своей готовности к реальной боевой ситуации, если она когда-либо возникнет.

Сам Ёситака несколько раз принимал участие в драках и поединках. Харада Мицусукэ рассказывал историю, которую он слышал от старших учеников, о том, как Ёситака втянули в драку с несколькими пьяными дзюдока. Они кучей навалились на него, но их способ нападения — стремление захватить за ворот для проведения броска — превратил их в открытые мишени для мощных ударов Ёситака руками и ногами. Он очень быстро нокаутировал всех своих противников. Этот случай дал Ёситака большую уверенность в его технике.

Мастер Фунакоси Гитин одобрял все его эксперименты, даже если то, чему учил сам мастер, иногда противоречило тому, что делал его сын. Ёситака всегда пользовался глубоким уважением учеников, поэтому он никогда не был препятствием в развитии так называемого стиля Сётокан, и никогда не возникало конфликтов между мастером и учениками.

Под руководством Фунакоси Ёситака большие изменения произошли в кумитэ. Принимая во внимание тот факт, что его отец больше внимания уделял ката, Ёситака развивал боевые техники и методику обучения кумитэ. Прежде всего, он создал «гохон кумитэ» (заранее обусловленный спарринг каратэ с пятью последовательными атаками). Этот метод очень похож на методы кэндо, изучением которого Ёситака также занимался под руководством последнего великого мастера, Накаяма Хакудо, Можно предположить, что эти занятия дали ему ценный импульс вдохновения для последующего развития каратэ. В 1933 году Ёситака разработал метод «кихон иппон кумитэ» (спарринг на один шаг), а потом метод «дзию иппон кумитэ» (похоже на кихон иппон кумитэ, но выполняется в движении). Сам Ёситака очень любил эту форму кумитэ. Всё это способствовало появлению Тэн но ката. Этот процесс развития методики обучения завершился появлением «дзию кумитэ» (свободный спарринг) примерно в 1935 году.

Среди ведущих каратэка, которые окружали Ёситака, участвовали в тренировках и вложили свои усилия в развитие каратэ, были Эгами Сигэру и Хирониси Гэнсин.

В 1936 году была издана книга Фунакоси Гитин «Каратэдо кёхан». Эта книга описывала базовую технику каратэ, но, главным образом, содержала изменения в ката после установления новой терминологии в технике. Она знаменует собой официальное рождение каратэдо, как нового японского боевого искусства, всё более отделяющегося от своего окинавского наследия. Это особенно ярко подчёркивают замена кандзи (иероглифа) «кара» и переименование ката, то есть присвоение им новых «благозвучных» японских названий.

Военные годы
 

Во время войны из-за постоянных отправок на фронт состав инструкторов в университетских додзё постоянно менялся. Как каратэ изменилось во время войны? Естественно, что боевое искусство имеет небольшое значение в современной войне, но можно сказать, что вся атмосфера того времени способствовала большей серьёзности в обучении. Таидзи Касэ, который тренировался в додзё Сётокан в последние годы войны, вспоминает, что акцент в тренировке был на прочную базу и интенсивную практику кумитэ (особенно дзию иппон) с полным физическим контактом. Касэ, человек, не склонный к преувеличениям, описывает эти поединки, как «очень жёсткие». Судзуки Тацуо, знаменитый мастер Вадорю, вспоминал, что «мягкое довоенное обучение уступило место практическим поединкам, и это был скорее настоящий рукопашный бой, чем спортивный спарринг».

Существуют истории о том, что во время войны Фунакоси Ёситака и Эгами Сигэру обучали отряды специального назначения. По сведениям Харада Мицусукэ, они работали в специальной школе Накано, которая готовила военных разведчиков и диверсантов. Ученики школы в течение одного года обучались подпольной работе и партизанской войне. Бой без оружия также входил в программу обучения, а преподавал его Уэсиба Морикэи (создатель современного айкидо).

Сам Морикэи Уэсиба был очень хорошим бойцом, но когда его ученики пытались применять технику айкидо в реальных условиях, они терпели неудачу. Айкидо слишком «технический» вид для освоения его в течение одного года. Военное руководство решило рассмотреть каратэ, как альтернативный вид боевой подготовки. Для этого были изучены различные стили каратэ — Годзюрю, Вадорю и Сётокан. Годзюрю не подошло из-за его акцента на тренировку ката Сантин, которое не находит практического применения, по крайней мере, в начальной стадии подготовки. Техника Вадорю показалась военным слишком «легковесной». Стиль Сётокан в исполнении Ёситака выглядел впечатляюще, и ему предложили преподавать в школе Накано.

К сожалению, Ёситака в то время был уже слишком болен, и поэтому практическое обучение вёл Эгами Сигэру. Он ограничил своё обучение двумя техниками: тёкудзуки (прямой удар) и маэгэри (удар ногой вперёд). Когда он начинал обучать группу, то выбирал из неё нескольких учеников и предлагал им напасть на себя так, как они могут. Побеждая в таком поединке, он мог практически доказать эффективность своей техники. Травмы были очень частыми. Удары ногами, как правило, наносились по голени, при том, что все ученики были в ботинках.

После войны Харада сэнсэй встретил одного из тех учеников, которые учились у Эгами. Тот вспомнил, что однажды в течение недели практически не мог ходить из-за таких ударов по голени. Но травмы не были оправданием для пропуска тренировок. Если кто-то пытался надеть защитные щитки, их немедленно снимали. Если случалась тяжёлая травма, то до конца тренировки обращаться к врачу было запрещено. Это было жестоким правилом, но все знали, что никаких врачей не было на поле боя. В целом, однако, школа «Наканорю» успешно решала поставленные задачи. Военные были довольны результатами такого обучения.

В 1943 году Фунакоси Гитин издал новую книгу — «Каратэдо нюмон», в которой, как считают, Ёситака написал разделы о технике каратэ, а его отец написал введение и историю.

Фунакоси Ёситака преподавал в Сётокан додзё до 1944 или 1945 года. В 1945 году Ёситака серьёзно заболел и практическое обучение в то время проводил Хирониси Гэнсин. Время от времени, в последние два месяца или около того, Ёситака поправлялся и давал уроки. Во время занятий Ёситака инструктировал и наблюдал, не занимаясь детальным обучением. Иногда в конце занятия он вызывал старшего ученика (сэмпай) для спарринга. Сэмпай атаковал, а Ёситака защищался и использовал только открытые ладони для того, чтобы ударить противника или оттолкнуть его назад. Можно сказать, что он «играл» с нападающим. Но даже эта игра иногда наносила травмы, и Эгами Сигэру вспоминал о своём чувстве обиды после таких болезненных уроков.

Многие известные современные мастера, например, Харада Мицусукэ и Касэ Таидзи, называют Фунакоси Ёситака «величайшим мастером Сётокан». Однако, хотя его методы послужили развитию стиля Сётокан в целом, он имел реальных собственных учеников. Харада Мицусукэ на вопрос о том, кого можно считать учениками Ёситака, назвал имена Эгами, Окуюма и, возможно, Хирониси во время войны. На этом ряд учеников закончился. Возможно, что именно в этом причина того, почему имя Ёситака так редко встречается в исторических исследованиях по каратэ.

 

Насколько хорош он был? Это вопрос, на который нельзя точно ответить не только относительно Ёситака, но и относительно всех старых мастеров каратэ. Каратэ это не спорт, подобный боксу, где мы имеем полные описания всех бойцов и очень часто фильмы об их лучших боях. Не существует никаких фильмов о мастерах каратэ прошлого, часто не существует даже их фотографий, а письменные материалы, как правило, скудны или пристрастны.

Все известные нам сведения о Ёситака происходят, как правило, «из вторых рук». Харада Мицусукэ рассказывал о нём, что «никто не мог блокировать удар Ёситака». Что касается фотографий, то они всегда превосходны: его тело выглядит красивым и сильным, а его стойки прочными, как скала.

Наследие
 

В 1945 году в самом конце войны Фунакоси Ёситака умер. Причины смерти называют разные. Эгами Сигэру предполагает, что он умер от болезни сердца. Есть версия о смерти от лейкемии, связанная с тем, что Ёситака работал рентгенотехником. Более вероятно, что его прикончила болезнь, которая следовала за ним много лет с раннего детства.

К его творческому наследию относятся:
• введение низких стоек и разворота туловища в положение ханми при нанесении ударов и в момент их блокирования,
• создание техники нескольких современных ударов ногами,
• разработка нескольких методов обучения кумитэ,
• создание Тэн но ката и внесение изменений в другие ката.

Сегодня можно много фантазировать на тему о том, как развивалось бы каратэ, если бы Ёситака не умер так рано. Эгами Сигэру размышляет об этом в своей книге «Дух каратэ», видя жалкое состояние современного каратэ, в котором приоритет отдаётся победе в соревнованиях, а не следованию каратэ, как жизненному Пути. Конечно, мир каратэ был бы сегодня совсем иным, если бы он жил дольше. Вероятно, не было бы раскола между Сётокан и Сётокай, но не было бы и спортивного каратэ. Но это — только предположения.

Фактом является то, что, благодаря Фунакоси Ёситака, возникли основные отличительные черты японского каратэ, и он был тем человеком, который провёл линию раздела между окинавским и японским каратэ.
 

Оригинал статьи размещен на сайте "Путь воина". Авторское право на перевод © ISI 1997)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фунакоси Ёситака — легендарная личность в каратэ Сётокан. Он умер совсем молодым, ему не исполнилось даже сорока лет, но его влияние на развитие каратэ Сётокан и всего японского каратэ было огромным. Тем не менее, если вы попытаетесь найти какие-то документальные свидетельства о нём и о его жизни, то будете разочарованы. Практически ничего не сохранилось. Хотя Ёситака довольно долгое время преподавал каратэ в додзё Сётокан, немного найдётся людей, которые назвали бы себя его учениками. Он во многом до сих пор остаётся неразгаданной тайной…

Очень часто Фунакоси Ёситака называют «человеком, создавшим современный Сётокан», но это не совсем верно. В самом деле, его стойки действительно были значительно ниже, чем у его отца, но если судить по старым фотографиям, стремление к более низким позициям в каратэ появилось немного раньше, чем у Ёситака. Кроме того, эта теория никак не объясняет послевоенного развития стиля другими людьми, такими как Накаяма Масатоси, Обата Исао и Нисияма Хидэтака, которые никогда не тренировались вместе с ним. В то же время, нельзя не признать, что он был очень важной фигурой в предвоенном развитии стиля Сётокан.
 

 




 

 
Hosted by uCoz